Шторы - подход к дизайну
Нет, конечно, никто не спорит дизайнер и декоратор – бог
и царь интерьера. Без тени шутки утверждаем, что им-то уж точно лучше нашего
известно, как должна выглядеть наша среда обитания. Как много оформительских
ошибок происходит именно из-за того, что мы не доверяемся им полностью, больше
полагаясь на свой вкус. Однако…
Однако, такова наша природа. Изменять ее
и трудно, и незачем. Поэтому, видимо, было бы разумно просто накапливать знания
по оформлению интерьера. Чтобы, все-таки, побеждать не в защите своего права на
ошибку, а в приобретении действительно стильных и при этом функциональных
интерьеров.
ОШИБКИ, КОТОРЫЕ МОЖНО И НЕ СОВЕРШАТЬ
Самая первая
ошибка, которую может совершить в этом деле заказчик, это подумать про
декорирование своих интерьеров тканями тогда, когда строительство и отделочные
работы дома или ремонт квартиры уже завершены. Есть два подхода: удачный – это
когда портьеры, шторы, пологи, чехлы для кресел и покрывала – часть
единого проекта квартиры. И гораздо менее удачный по процессу работы и даже по
результату – когда о текстиле думают, как о «макияже для дома», которым можно и
нужно прикрывать огрехи в размещении батарей, несимметричное расположение
оконных и дверных проемов или неудачное решение эркера.
Нет, нет и нет!
Декорирование тканями – это один из самых важных элементов всей композиции
интерьера. От них зависит колорит и вся эмоциональная окраска внутренней среды
дома. Это – фон, на котором «прорисовываются» предметы мебели и остального
убранства помещения. Рисунок и цвет тканей даже могут оказывать сильное влияние
на зрительное восприятие размеров и пропорций комнаты.
ЗИМНИЕ ПОРТЬЕРЫ,
ЛЕТНИЕ ГАРДИНЫ
В работе дизайнера есть множество «секретов», которые
надо просто знать и учитывать. О некоторых из них мы сегодня расскажем. А для
начала следует вспомнить, что изначальное назначение тканей – защищать
внутреннюю среду дома от различных внешних и внутренних влияний: нескромных
взглядов с улицы, излишков солнечного света, шума, сквозняков. Таким образом,
декоративные ткани имеют все-таки разные функции в теплое и холодное время года.
Поэтому совсем неплохо было бы иметь как минимум два комплекта штор для своего
дома. Летний – из тонких, но плотных, и зимний, – из пушистых, тяжелых, ворсовых
или толстого плетения.
Такая сезонная смена, к тому же, позволит
периодически разнообразить интерьер, внося те самые перемены, в которых так
нуждается человеческая психика. А кстати, почему бы дому не завести добрую
традицию «переодеваться» еще и в весеннюю, и в осеннюю «одежды», если хозяйке,
конечно, не лень. Это было бы очень полезно и с точки зрения гигиены. Любая
ткань все же активно адсорбирует пыль.
НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ ПРАВИЛ
Следует заметить, что проблема выбора тканей сводится именно к выбору, а
не к поискам. Однако от того сам выбор легче не становится. Очень важно увязать
структуру, цвет и рисунок ткани с назначением, размерами помещения, его
ориентацией, освещенностью, отделкой, формой и масштабом мебели, характером и
цветом всех остальных тканей — обивочных, ковровых и проч. – и предметов
убранства.
При выборе тканей есть несколько общих правил. Одноцветные
безрисуночные ткани легче гармонируют с окружением. Их красота – в цвете,
фактуре и выработке. При выборе рисунчатых тканей, кроме цвета, нужно учитывать
характер, тематику и масштаб рисунка, увязывать его с масштабом и стилевой
трактовкой мебели, рисунком ковров и др. В одной, особенно небольшой комнате, не
следует использовать много тканей разного рисунка, а также сочетание рисунчатых
тканей и обоев.
Сочетание цвета различных декоративных тканей может быть
построено по принципам нюансного (гармоничного) сочетания или контраста. В
первом случае определяется доминирующая, наиболее значимая ткань, все остальные
должны гармонировать с ней по цвету и рисунку. Во втором – отдельные ткани могут
контрастировать с основной, дополняя цветовую гамму яркими акцентами, деталями.
Насыщенный цвет и выразительный рисунок уместен в общей большой комнате,
гостиной. В спальнях приемлемы мягкие пастельные тона, спокойная гамма цветов,
несущая уют, теплоту и гармонию.
Известно, что шторы с вертикальными
полосами помогают «поднять» потолок. А шторы с горизонтальными полосами – будут
уместны в узкой высокой комнате: она «станет» ниже и уютнее.
Специфический декоративный эффект создает сочетание тканей с различными
фактурами. Благодаря игре светотени в переплетениях материала цвет фактурных
тканей становится глубже, богаче, сложнее. Фактурным тканям свойственны мягкость
тона, матовость, бархатистость. Они хороши бывают в сочетании с полированным
деревом мебели, металлом, кожей. Ткани с более рельефной фактурой или строго
стилизованным узором (полоска, клетка) уместны при окрашенной мебели и мебели
так называемого этнографического, народного характера.
ПРИЯТНОЕ СЛОВО –
МОДЕЛЬ
Это далеко не все, что касается выбора ткани. Однако нужно
поговорить и о выборе модели штор.
Следует отметить очевидное
стремление клиентов получить тяжелые драпировки, подобные тем, из которых
незабвенная Скарлетт О' Хара сшила себе прекрасное бархатное платье зеленого
цвета. Однако обладателям квартир и домов, выполненных в соответствии с
требованиями современного дизайнерского искусства мастера из салонов штор
стремятся предложить современные решения, в том числе и мягкие крученые карнизы
tvist rod, которые можно заплетать в косы, завязывать узлами, создавать из них
разнообразные объемные композиции, позволяющие отказаться от ламбрекенов и
массивных боковых драпировок. Есть стремление разрушить стереотип «дорогого»
окна, «одетого» в бархат и шелка, с золотыми шнурами и шитыми жемчугом
подхватами. «Дорогим» может выглядеть окно, драпированное, например, одежными
тканями (кстати, в существующей моде оконных драпировок есть и такое
ультрамодное нынче направление) костюмной и фланелью, подкладочным атласом и
«плащевкой», и даже мягкой замшей и натуральным мехом. Хотя эти тенденции не
одобряются «тканевиками», которые обоснованно считают, что одежде – «одеждово»,
шторам – «шторово».
ЧЕГО ТРЕБУЕТ ОТ НАС МОДА
Кстати, если
говорить о моде, то одно из последних веяний – голубые, зелено-голубые и
фиолетовые оттенки портьерных тканей. Голубой тюль, наиболее теплые его оттенки,
пользуется отчетливо наметившимся повышенным спросом. Равно как и портьеры
насыщенного – королевского – фиолетового цвета. Фиолетовый – весьма радикален и
сложен: трудно предсказать, как он будет «работать» с другими цветами при смене
освещения. Следовательно, он потребует большей подстройки под себя остального
интерьера. Но несмотря на это ожидается, что фиолетовый разных оттенков, от
аметистового до «баклажанного», будет остро моден в течение нескольких
сезонов. Это цвет эпохи Водолея. Он пришел на смену зелено-болотному и
бургундско-красному, пользовавшимся большим успехом в предыдущие два года.
Впрочем, любителям старины и традиционных интерьеров мода предлагает так
называемую палладианскую палитру, получившую название по имени Andrea Palladia
(1508-1580), итальянского архитектора. Он работал в стиле позднего итальянского
Возрождения и проповедовал поклонение античному искусству. Основные цвета в
Palladian – бледно-желтый, пыльно-розовый, беж среднего тона (цвет античной
камеи), медно-коричневый, желтовато-зеленый и несколько оттенков
бледно-голубого.
Стиль Al Fresco предлагает в главной роли все тот же
ярко-голубой в сочетании с песочными и бордовыми.
ГЛАВНОЕ – СПОКОЙСТВИЕ
Однако новые веяния портьерной моды не значат, что нужно немедленно
отправлять «старые», которые, возможно, были сшиты в прошлом году, портьеры на
антресоли и срочно менять весь интерьер под введение в него радикального
фиолетового. К счастью, мода на портьеры все же более консервативна, чем на
одежду. Ее требованиями можно временно и пренебречь, если в уже созданном при
помощи профессиональных дизайнеров и декораторов интерьере вы чувствуете себя
уютно и спокойно.
Журнал «Шторы» |